![]() |
| |
Общественно-политическая интернет-газета http://www.vyakutia.ru |
Главная В улусах Политика Законодательство В столице Образование, наука В России Транспорт Образование, наука В промышленных районах В столице В парламенте Возвращаясь к напечатанному Политика В России Образование, наука Сельское хозяйство и АПК В промышленных районах В России Экономика Транспорт В республике Законодательство В России Образование, наука Возвращаясь к напечатанному Здравоохранение Транспорт Происшествия В республике Общество Скандал Здравоохранение В столице В России Жилье, строительство Транспорт Транспорт Экология В столице ЖКХ, энергетика |
Транспорт МАШИНА ВРЕМЕНИ ВЕРНУЛА НАС НА БАМ Ольга ЖУКОВА, заслуженный журналист Якутии
Многих из них, к великому сожалению, уже нет, полвека все-таки прошло от начала этого грандиозного проекта. Но, слава богу, есть немало и живых свидетелей-участников тех поистине героических событий, благодаря которым БАМ живет и торжествует, выполняя свою экономическую, военно-стратегическую и огромную социальную роль.
Оживили память о бамовцах и БАМе прошедшие юбилейные мероприятия 23 апреля в Кремле и 8 июля в Тынде, куда прибыли поезда с почетными гостями из Хабаровска, Иркутска, Нерюнгри и Москвы и, конечно, из Якутии, отправившей полвека назад на великую стройку своих посланцев и продолжившей БАМ не менее важным проектом – Амуро-Якутской магистралью, как назвал ее в своей книге Заслуженный строитель Российской Федерации А.Н.Дудников – «АЯМ - северная сестра БАМа». Особенно запомнились первостроителям и причастным к БАМу людям встречи в городе Тында, где собралась 5-тысячная армия бамовцев, среди которых были и представители союзных государств из разных уголков бывшего СССР. Благодаря поддержке действующего одноименного предприятия-эксплуатанта железных дорог Якутии удалось побывать в столице БАМа и стать участниками грандиозного шествия первостроителям-якутянам. Гремевшие тогда фанфары еще долго отзывались в сердцах людей, чья молодость послужила созиданию уникального транспортного маршрута протяженностью в 4324 километра.
Сегодня я хочу поделиться своими эмоциями в продолжение этой темы. А вызваны они прошедшим 11 октября торжественным мероприятием, посвященным открытию тематической экспозиции на ВДНХ в г. Москве «Белорусы на БАМе. 50 лет стройке века». Беларусия, как и Россия, тоже отмечает своих героев-бамовцев. Более того, она предлагает партнерство и формирует свои строительные отряды на дальнейшее продолжение северной железнодорожной магистрали с участием акционерной компании «Железные дороги Якутии». Но обо всем по-порядку. Торжественно оформлен вестибюль павильона Республики Беларусь. Более 60 тысяч белорусов трудились на строительстве Байкало-Амурской магистрали. В витринах экспозиции – уникальные документы, издания, фотографии, а также личные вещи белорусских строителей БАМа. Особое место на выставке занимали работы известного гродненского фотомастера Александра Лосминского, который как журналист освещал это грандиозное строительство. Немало фото, газет того времени представлено и из личного архива Веры Прокашевой, под идеологическим настроем которой создавались в те годы стройотряды, с которыми вместе она выезжала на самые «горячие» объекты Сибири, жила, как и многие бамовцы, в экстремальных условиях, где примерзали волосы к палатке и приходилось сотоварищам действовать топором, чтобы не сильно испортить прическу… Вера Акимовна представила на экспозицию очень дорогую для себя куртку, которая 50 лет назад служила ей надежным укрытием от зноя и дождя.
Особую важность моменту открытия торжества придали Государственные Гимны Республики Беларусь и Российской Федерации, которые сопровождались демонстрацией на экране Государственных флагов. Очень емкими словами приветствовали собравшихся все официальные лица, смысл каждого выступления подтверждал, что БАМ – это то место, где закалялся характер строителей, где каждый мог понять, на что способен.
Короткое лето с жарой до 40 градусов и долгая зима с морозами до минус 60, горы, сопки и скалистый грунт - эти и многие другие трудности сопровождали БАМовцев, но их это не пугало. Наоборот, молодежь со всех уголков страны хотела внести свой вклад. Белорусы оставили свой, особый, след в строительстве железнодорожной магистрали. 25 молодых добровольцев из состава первого Всесоюзного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ в апреле 1974 года прямо из Кремлевского Дворца съездов были направлены в три горячие точки БАМа: к месту дислокации будущего поселка Звездный, в поселок Тындинский и город Шимановск, где за время работы построили комбинат панельного домостроения, завод железобетонных изделий, щебеночный завод.
В 1975 году на БАМ был сформирован сугубо белорусский ударный комсомольско-молодежный отряд имени Николая Кедышко. Отряд построил посреди тайги благоустроенный поселок Золотинка, при его участии в железнодорожное полотно на участке Нагорный – Золотинка уложено более 2,5 миллиона кубометров грунта, прорублено почти 90 километров просеки, построено 100 километров автодорог, рельсы «Малого БАМа» досрочно приведены в Беркакит. После сдачи в эксплуатацию станции Золотинка основную часть отряда перебросили в Читинскую область, в Чару.
В 1976 году в командировку к строителям Байкало-Амурской магистрали приехал советский и белорусский композитор Игорь Лученок, он ехал на несколько дней, а задержался на несколько месяцев. Творчество Лученка хорошо известно поколению 70-х – 90-х. А тогда благодаря его личному присутствию на БАМе родилась песня «Золотинка». И она прозвучала в этот день под сводами павильона в исполнении учащихся Минского государственного колледжа искусств Ангелины Пушкарь и Никиты Нестеровича.
Глубокая приветственная речь Ефима Басина (это благодаря его стараниям в составе ключевой группы лиц трудовой подвиг бамовцев не забыт, и сегодня героям воздается должное) вызвала продолжительные аплодисменты. Ефим Владимирович подчеркнул, какой невероятный порыв был у молодежи: чтобы стать строителем БАМа, - предстояло выдержать конкурс из трехсот (!) человек на место… Байкало-Амурская магистраль стала одной из самых знаменитых строек советской эпохи. И хотя было время, когда эту дорогу критиковали за неэффективность, сейчас сомнений в востребованности БАМа больше нет. За последние 10 лет грузопоток по БАМу существенно вырос. К концу 2022 года провозная способность магистрали составила 158 млн тонн. К концу 2024 года ее планируется довести до 189 млн тонн в год. Сегодня БАМ нужен не только для экспорта российских товаров, но и как транзитный путь между Востоком и Западом.
После церемонии вручения заслуженных наград представителям Республики Беларусь состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве в области развития деятельности студенческих отрядов между АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» и ЦК ОО «Белорусский республиканский союз молодежи», документы скрепили подписями заместитель генерального директора – руководитель представительства АК «Железные дороги Якутии» в Москве Денис Сычугов и член постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Александр Лукьянов.
На мультимедийных экранах тем временем демонстрировались кадры архивной видеохроники из музейных фондов Республики Беларусь, затем прозвучало музыкальное поздравление от Коробкова Николая, лауреата конкурса гитарной песни БАМ-83 и БАМ-84, ветерана строительства БАМа. Есть такое выражение "благодарная память". Его настоящий, глубинный смысл начинаешь понимать, встречая таких людей, какими были и остаются большинство бамовцев, которые, несмотря на выпавшие на их долю трудности, считают времена строительства БАМа лучшими в своей жизни.
В 2024 году Бамовское содружество учредило Юбилейное знамя, посвященное 50-летию БАМа, как символ преемственности поколений. 17 февраля, в День Российских студенческих отрядов, состоялась торжественная церемония передачи знамени от ветеранов БАМа студотрядовцам. Так знамя отправилось в путешествие по России, первой точкой стала Самара, затем Сочи, дальше Иркутск, Тында – столица БАМа, а затем вместе со штабом Всероссийского студенческого трудового проекта «БАМ 2.0» побывало на ключевых объектах Восточного полигона. И вот настал момент передачи юбилейного эстафетного знамени от России в Беларусь, Заместитель председателя правления Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» Алексей Потейко передал знамя командиру студенческого строительного отряда «Ритм 2.0» Максиму РАЖАНЦУ.
На этой торжественной ноте закончилось замечательное мероприятие, но никому не хотелось покидать гостеприимный павильон Республики Беларусь на ВДНХ, ибо именно здесь зародилось теплое чувство ощущения в машине времени, которая перенесла нас на новую, но такую знакомую и родную планету под названием БАМ.
В заключение хочу выразить искреннюю благодарность друзьям-белорусам Вере Акимовне Прокашиной и Евгению Иосифовичу Карпику, а также Шамилю Хабибуловичу Гизатулину и Валентине Краснояровой, благодаря которым я и оказалась в этой самой машине времени.
(Фото автора). Источник: пресс-служба ЖДЯ. 2024-10-30 13:21:32 Всего просмотров: 179 Ссылки по ключевым словам:
2025-07-26 06:26:19 - Детские кресла и машины со спецсигналом: что изменилось для водителей с 26 июля 2025-07-24 09:51:10 - С большим прискорбием сообщаем, что 23 июля 2025 года ушел из жизни ветеран БАМа Павлов Анатолий Афанасьевич - яркий комсомолец своего времени. 2025-07-18 17:54:01 - Один из самых современных детских центров в стране откроется в 2026 году в Якутии 2025-07-14 06:28:21 - В Якутске на площади Марата временно отключат газоснабжение Вечного огня 2025-06-25 17:02:42 - Жителям Вилюйска напоминают о своевременности оплаты счетов ООО "Саайдам" 2025-06-20 07:46:55 - Фестиваль современного искусства «Территория. Иркутск»: якутский инклюзивный театр «Алгыс» покорил сердца жюри 2025-05-19 02:12:04 - На Комсомольской площади Якутска пройдет фестиваль современной культуры LETO YAKUTIA 2025-05-17 05:31:39 - Парк санитарных машин Томпонской ЦРБ продолжает обновляться
2025-02-25 08:34:53 - НОВЫЙ ОПЕРБЛОК, СОВРЕМЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, "ИТАЛЬЯНСКИЙ" ДУШ. Депутат Луцкан рассказал прессе новости Офтальмологии 2025-01-20 03:42:21 - АЛСИБ – трасса мужества: история и современность |
Собственные материалы (последние 20) 2025-08-16 04:29:01 - КОРРУПЦИЯ В СУНТАРСКОМ УЛУСЕ? Почему Анатолий Григорьев не закрывает свой «Алмазный фонд», хотя на аналогичном Фонде «погорел» экс-глава глава Анабарского улуса Иван Семенов? [0]2025-08-13 13:33:55 - АЙСЕН НИКОЛАЕВ РЕШИЛ ЖИЛИЩНУЮ ПРОБЛЕМУ СЕМЬИ УЧАСТНИКОВ СВО. Глава Якутии назвал недопустимым отношение мэра Нерюнгри Ильи Гудошника к семьям военнослужащих [0]2025-08-12 09:28:26 - СНОВА – О ПРОБЛЕМАХ С КОС. В селе Сунтар дорогостоящий коммунальный объект превратили в… гараж, а отходы сливают в землю [0]2025-08-11 12:35:51 - КОММЕНТАРИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РС(Я) ПО СИТУАЦИИ В НЕРЮНГРИ [0]2025-08-09 09:20:38 - МОНОГРАФИЯ "ТУНГУСЫ АЛДАНО-МАЙСКОГО И АЯНО-ОХОТСКОГО РАЙОНОВ" - В КУНСТКАМЕРЕ. Видеосюжет к Международному дню коренных народов мира [0]2025-08-08 11:38:08 - ПРИЗЫВАЮ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАЩИТИТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОТ «ТЕРРОРА» МЭРИИ НЕРЮНГРИ – ВАЛЕНТИНА КУЗНЕЦОВА [0]2025-08-06 12:12:19 - «ТОЛЬКО МОЛЮСЬ…». В Нерюнгри рушат дело жизни вдовы участника СВО [0]2025-08-04 11:29:18 - Анастасия Габрашитова об экологической и климатической стратегии АЛРОСА [0]2025-07-24 09:16:23 - Интервью спикера Ил Тумэна Алексея Еремеева по итогам весенней сессии парламента Якутии [0]2025-07-21 11:24:33 - К 30-ЛЕТИЮ АО ФАПК «ТУЙМААДА» И 25-ЛЕТИЮ МАГАЗИНА «ИЛИН ЭНЭР» [0]2025-07-19 23:57:55 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИСПОЛКОМ ЕР САМОЗАБВЕННО ПРОДОЛЖАЕТ ЗАНИМАТЬСЯ САМОДИСКРЕДИТАЦИЕЙ [0]2025-07-18 08:12:36 - НАЧАЛАСЬ СЕНОКОСНАЯ СТРАДА-2025 [0]2025-07-18 02:32:23 - ДИАЛОГ С ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ ЗНАЕТ О ЗОЛОТЕ ВСЕ. Ко Дню металлурга [0]2025-07-17 04:02:15 - ВНИМАНИЕ: «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» МИНСЕЛЬХОЗА ЯКУТИИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ И ФЕРМЕРОВ ОЙМЯКОНЬЯ [0]2025-07-13 15:03:01 - ДВА МИНИСТЕРСТВА ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ АГРОКЛАССОВ. Репортаж «V Якутии.ру» [0]2025-07-11 05:24:39 - Нордголд готовится к разработке нового месторождения «Роман» в Якутии [0]2025-07-11 01:40:49 - В ГОРОДЕ ВИЛЮЙСКЕ СОЗДАЕТСЯ НОВЫЙ КВАРТАЛ «ПОБЕДА» [0]2025-07-02 12:46:18 - КУМЫС ДОЛЖЕН СТАТЬ БРЕНДОМ ЯКУТИИ И ГЛАВНЫМ ЛЕЧЕБНЫМ НАПИТКОМ ЯКУТЯН [0]2025-07-02 04:21:59 - «Полюс Алдан» высаживает новый лес [0]2025-07-01 06:42:24 - Агрохолдинг «Туймаада» - об итогах Республиканского конкурса-фестиваля «Кымыс – Айыы Аhа» [0]Разделы Об издании
|