В ЯКУТСКЕ – ВНОВЬ ПРОБЛЕМЫ С ЗАВОЗОМ ПРОДУКТОВ. Оптовики бьются за сдерживание цен, чиновники их не понимают и даже… обвиняют
Елена ТИХОНОВА
Многие жители Якутска помнят весну 2020-2022 годов, когда перед закрытием ледовой переправы Нижний Бестях-Якутск в столице республики возникала серьезная угроза дефицита продуктов питания, в том числе социально значимых. Помните, как горожане и жители близлежащих улусов ринулись по оптовым базам закупаться впрок продуктами?..
Так вот. Ситуация может повториться сегодня – из-за ограничений на ледовых переправах: несмотря на жуткие холода, фурам и большегрузам все еще запрещено пересекать реку. Эффект от ситуации при этом может растянуться до весны, так как через пару недель наступит февраль, а там уже – весна у порога и… закрытие ледовой переправы.
Проще говоря, не успеют зимник через Лену открыть, так пора будет закрывать. А что делать большегрузам, многотонным фурам, которые везут с железнодорожного транспорта контейнеры с продуктами в Якутске? Почему ледовую переправу нельзя полноценно открыть пораньше, не оглядываясь на федеральные нормы и стандарты по толщине льда, другим параметрам, одинаковым для всех регионов России, рассчитанным на теплый климат?
Почему лед нельзя заранее уплотнять, массированно заливая зимник водой, шлифуя его? Почему чиновники очнулись только сегодня, почти в середине января, тогда как все эти работы можно было начать еще в декабре?
К акционерной компании «Железные дороги Якутии» ни у властей, ни у предпринимательского сообщества, ни у оптовиков претензий никаких нет. Составы с продуктами питания прибыли в срок, фуры с них загрузились и… столпились в Павловске и Нижнем Бестяхе, ожидая открытия переправы для своего тоннажа. Но переправа для них запрещена.
Поэтому сегодня, из-за низкого разрешенного тоннажа (ограничение до 30 тонн 12 января увеличено до 35 тонн) на ледовой переправе Хатассы-Павловск, оптовые поставщики продуктов питания, в том числе социально значимых, вынуждены нести дополнительные расходы. Потому что с 40-тонных фур и большегрузов все продукты – муку, сахар, растительное масло, крупы, консервацию, макароны и многое другое самое необходимое – нужно перегружать в небольшие грузовики и на них переправлять в Якутск.
В итоге вся эта лишняя работа, все эти лишние затраты, которых предпринимателям можно было бы избежать, привела к тому, что уже сегодня стоимость продуктов питания в Якутске на оптовых базах (!) возросла на 20-30%. А раз цены выросли на оптовых базах, соответственно, они будут дороже и в розничной торговле - в продуктовых маркетах и магазинах. А также, внимание: в улусах, где многие селяне так и так еле сводят концы с концами…
Если в денежном выражении, то удорожание перевозки произошло на сумму более 100 тысяч рублей на каждый вагон с продуктами, что ведет к повышению конечной цены для населения, сообщают предприниматели.
Эти и другие вопросы прозвучали в четверг, 12 января, на заседании Оперштаба по продовольственной безопасности, состоявшемся у министра транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Владимира Сивцева. Участие в нем приняли представители Минтранса, Минпреда, ГоскомОБЖ, ГИМС, ГИБДД, «Железных дорог Якутии», Управления автодорог РС(Я), Упрдор «Вилюй», подрядных организаций, бизнес-сообщества, общественные деятели.
Самое же интересное в том, что вечером 12 января, в телеграм-канале Минтранса Якутии по следам этого совещания прозвучало определенное обвинение в адрес бизнес-сообщества. «Принимаемые меры по недопущению транспорта на закрытую переправу, а также строгий весовой контроль въезжающего транспорта выполняются, в первую очередь, в целях обеспечения безопасности движения транспорта и жизни водителей и их пассажиров. В этой ситуации не может стоять вопрос о предпринимательской выгоде», - подчеркнул в ходе собрания министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев, так следует из официального сообщения ведомства.
И это при том, что предприниматели, оптовики никоим образом не ставят вопросы о своей выгоде. Наоборот! В частности, председатель Союза товаропроизводителей, предпринимателей торговли и потребительского рынка Якутии Ирина Котенко и ее заместитель, общественный помощник Уполномоченного по правам предпринимателей в РС(Я), руководитель оптово-продуктовой базы «Тойон Ас» Ольга Николаева в один голос пытаются донести до чиновников ту свою тревогу, что из-за ограничений тоннажа дорожают цены, и это бьет по кошельку населения.
Где в их выступлениях министр транспорта Сивцев услышал желание обогатиться или получить выгоду? Если бы бизнес-сообщество было заинтересовано в росте цен и увеличении своих финансовых оборотов, согласитесь, его представители не бились бы сегодня за сдерживание цен на продукты.
И здесь напомним, что, как озвучено в комментариях нашему изданию, именно предприниматели осенью прошлого года выступили инициаторами снижения цен на паромную переправу путем установления «Летнего коридора» для перевозки продуктов питания в межсезонье, когда тарифы с 45 тысяч рублей повышаются до 200. Так кто же проявляет истинную заботу о населении? И с чьей подачи, кому выгодно обвинять предпринимателей в жажде наживы? Такие вопросы звучат сегодня по итогам обсуждения в Минтрансе…
Фото автора. «V Якутии.ру» следит за темой продовольственной безопасности региона. Ссылка на прямой эфир интернет-газеты "V Якутии.ру" с совещания в Минтрансе 12.01.2023: https://vk.com/wall708776118_2034
P.S. Сегодня, 13 января, состоится выездное совещание Минтранса РС(Я) на съезде автозимника через реку Лену со стороны села Павловск Мегино-Кангаласского улуса. Участники совещания, в числе которых будут представители бизнес-сообщества, осмотрят ледовое покрытие переправы Павловск-Хатассы и интенсивность движения автотранспорта.